[02.12.2008]
Особенности национального покупателя. Почему человек с зарплатой в 9 тысяч рублей в месяц, приходя в магазин бытовой техники, может купить 21 дюймовый ЖК-телевизор не за 10 тысяч, а за 20, залезая при этом по уши в кредит по ставке 80% годовых?
Можно долго гордиться широтой души россиян, которые не любят крохоборничать и мелочиться, считать копейки. Которые любят тратить деньги щедро и от души. Но на этот же вопрос можно посмотреть и с другой стороны. Почему в приведенном примере покупатель приобрел телевизор явно не по финансовым возможностям, пожертвовав возможностью в будущем купить более необходимые товары? Есть такое мнение, что только богатый человек может спокойно купить недорогую вещь и чувствовать себя при этом совершенно уверенно. Бедный же человек будет испытывать чувство стыда и неловкости, если покажет, что денег на покупку более престижного товара у него нет. За то, чтобы чувствовать себя комфортно в магазине в присутствии продавца-консультанта, кто-то готов пожертвовать многими месяцами жизни, когда придется отказывать себе буквально во всем, выплачивая банку кредит под безумные проценты. Иногда мы покупаем нечто более дорогое только из-за неуверенности в себе, из-за боязни показать окружающим недостаток у нас денег. Если мы научимся покупать именно то, что нам надо, не будем переплачивать за дополнительные опции товаров, которыми не будем пользоваться, мы ощутимо улучшим расходную часть своего бюджета. Мы сможем купить на 10-20% больше товаров и услуги, а, значит, на 10-20% поднять уровень жизни. Однако на самом деле эффект оказывается намного большим.
Когда человек научится хорошо оптимизировать свой личный бюджет и расходовать деньги максимально эффективно, он вдруг начнет замечать, что деньги вокруг расходуются плохо – другими потребителями, фирмами, государством. Все они в большей или меньшей степени покупают «не то», не получая максимального удовлетворения своих потребностей на каждый расходуемый рубль. Этот человек не может повлиять пока на других потребителей, но уже косвенно сможет повлиять на государство и фирмы.
Увидев неэффективность государственных расходов человек может повлиять на власть, поскольку является избирателем. Его уже нельзя будет провести на мякине, подсунув абстрактные лозунги в качестве предвыборной программы. Он захочет знать куда и сколько тратит государство, по какой цене оно закупает товары и услуги. Пусть на специальном государственном сайте все это будет указано, чтобы он мог в любой момент зайти в любой раздел бюджета и все увидеть. Политики, которые будут выступать против открытости расходов бюджета, либо будут молчать об этом, голос этого человека на выборах уже никогда не получат. Курочка по зернышку, и чтобы не терять поддержку постепенно власть вынуждена будет начать учитывать голоса таких людей и следить за прозрачностью бюджета. В современной России расходы государственного бюджета – около 30% всех расходов в экономике. Если эти деньги станут расходовать более эффективно, государство сможет построить больше дорог, оказать более качественную медицинскую помощь и.т.д.
Идем дальше. По мере оптимизации расходной части личного бюджета наш человек изменяет структуру своего потребления. Теперь он старается покупать товары с низкой наценкой от себестоимости, чтобы не платить лишнюю прибыль в карман производителя и торговцев. Не секрет, что наценка на опции всегда намного превышает наценку на основной товар. Если телевизор в «базовой комплектации» стоит 10 тысяч рублей, то его себестоимость для производителя вполне может составить 7 тысяч рублей, а оптовая цена 8 тысяч рублей. Наценки, как мы видим, совершенно небольшие. Такой же телевизор с улучшенным дизайном и дополнительными опциями стоит 20 тысяч рублей, хотя его себестоимость для производителя составит 9 тысяч рублей, а оптовая цена – 12 тысяч. На каком из этих двух телевизоров больше заработает и производитель и торговец? Когда вы придете в магазин, продавец-консультант может объяснить, что телевизор за 10 тысяч рублей полное «г…», а нормальные люди покупают те, которые стоят 20 тысяч. Другой пример. Литр кефира стоит 25 рублей, а литр йогурта на основе этого же кефира будет стоить 70 рублей, только этот йогурт будет разлит в красивые бутылочки. Если кефир и магазин и производитель продают чуть ли не в убыток, то на йогурте они вполне неплохо зарабатывают. Если мы начинаем покупать низкомаржинальные продукты (с низкой наценкой), то тем самым начинаем обрезать прибыль производителей и торговцев, чем даже оказываем экономике некоторую услугу. Норма прибыли уменьшится и производители теперь либо уйдут с рынка, либо будут сокращать расходы. От жира придется избавляться. Надо будет оптимизировать рабочие процессы, экономить энергию, повышать производительность труда. Повышение производительности труда через некоторое время приведет к росту зарплат и соответственно уровня жизни людей.
аким образом, начиная с себя, с простой оптимизации личного или семейного бюджета мы сможем позволить себе больше. Это прямой эффект, который мы получим здесь и сейчас. Кроме того, мы заставим всех вокруг (и государство и фирмы) работать более эффективно и в конечном итоге уровень зарплат в экономике возрастет. Этот эффект косвенный и может проявиться через некоторое время по мере того как люди будут оптимизировать свои расходы. Какой образ нам ближе? Простодушный бедный лапотник, ничего не желающий знать о торговле и расплачивающийся за это переплатой по жизни за совершенно ненужные ему товары или отдельные качества этих товаров? Или нам ближе уверенный в себе, расчетливый человек, точно знающий, что ему надо купить и где это можно сделать за относительно небольшие деньги? Который умеет при том же уровне доходов и расходов, как у соседа, ухитряться сохранить в месяц некоторую «лишнюю» сумму денег на покупку, например, пары зимней обуви или музыкального центра – давней детской мечты.
Кот Успенский |